Тонкая линия между традицией и современностью: стиль Чэнь мастера Чжана Сяоу

Я искал статьи о тайцзицюань стиля Чэнь для своего блога. Ниже приводится выжимка из статьи, которая была опубликована в Guangzhou Daily пару лет назад. Статья основана на интервью с Чжаном Сяоу, ученике Чэня Чжэнлэя, который ведет школу тайцзи в Гуанчжоу (ранее называвшемся Кантон). Включение этой статьи идет несколько в разрез с общей тематикой блога, который посвящен направлениям внутренних боевых искусств, мало известным на Западе. Тем не менее, я посчитал, что г-н Чжан говорит ряд интересных вещей, которые стоят того, чтобы быть изложенными здесь.

Тайцзицюань развивает скорость и силу

 Если тайцзицюань изучается для боя, ученику не нужно изучать формы, основной акцент в обучении должен быть сделан на силовые тренировки. Нужно учиться делать из одной позиции фацзинь и практиковать встряхивающее усилие. Этот вид обучения создает естественную, взрывную силу, что позволит ученику в борьбе использовать любую часть тела для выпуска силы. То тайцзи, которое люди видят в парках, – это просто формы из различных стилей тайцзи. Как и многие другие виды боевых искусств, тайцзицюань разивался и со временем, становился все более и более акцентирован на исполнение форм. Это основное различие между у-шу и зарубежными боевыми искусствами. Из-за постепенного развития традиции таолу, у-шу стало своеобразным видом культуры, – это неизбежный этап в его истории.

Среди пожилых людей и людей среднего возраста тайцзицюань уже стал одним из любимейших видов оздоровительной гимнастики, так как его медленные движения имеют большую пользу для здоровья. Тайцзицюань стал своего рода визитной карточкой китайской культуры, так как это боевое искусство наиболее полно сочетает в себе принципы традиционной культуры, мышления и эстетическую форму. В изначальном тайцзицюань наиболее важным были прикладные навыки, а формы были вторичны. И тем не менее, по различным причинам, с течением времени формы становятся ядром тайцзицюань, и в итоге – малое количество людей действительно знает, что такое настоящий тайцзицюань. Профессионалы и любители говорят, что они знают тайцзицюань. На самом деле, – они знают только формы. Основное различие между ними лишь в качестве исполнения и сложности движений. Тайцзицюань стал разновидностью художественной гимнастики; большая часть того, что мы можем увидеть, правильнее будет называть «тайцзи цао» (упражения тайцзи), а не «тайцзи цюань» (кулак тайцзи).

Мастер тайцзи ловит преступников

 Существует ли в наши дни «настоящий» или «полный» тайцзицюань? И можем ли мы его увидеть? Ответ – да. Но он существует только среди тех, кто узнал о целостной системе и не пожалел времени сил в овладении ей. Эти люди не обязательно числятся среди великих или известных мастеров. Один из надежных способов проверить чье-то гунфу, – посмотреть, как человек исполняет встряхивающее усилие с длинным шестом. Длина и вес шеста, с которым работает человек, а также количество раз, которое он может сделать с встряхивающим усилием, – являются одним из способов проверить гунфу.

Сколько энтузиастов тайцзи занимаются сегодня встряхиванием шеста? Находящийся под управление Сяоу Тайцзицюань фитнесс-центр располагается на территории Tianhe Sports Centre, в Гуанчжоу. Чжан Сяоу, его руководитель и главный тренер, родился в Цзяоцзо, провинция Хэнань, и является учеником Чэня Чжэнлэя, грандмастера стиля Чэнь тайцзицюань.

zhang-xiaowu-dou-da-gan

Чжан Сяоу тренирует встряхивающее усилие.

Он преподает тайцзицюань в Гуанчжоу уже в течении 16 лет. 38-летний г-н Чжан несомненно может считаться обладающим хорошим гунфу, – он может сделать встряхивающее усилие копьем, длинной 4,2 м (которое ему заменяет длинный шест, о котором он рассказывал выше) и весом в 10 кг, более 70 раз непрерывно. Немного найдется людей, которые могли бы сделать такое даже 30 раз. Мастера боевых искусств часто любят померяться силой друг с другом; если кто-то обращается к Чжану с предложением скрестить руки, тот демонстрирует ему свою работу с длинным копьем, а потом предлагает сделать тоже самое с гораздо более легким трехметровым шестом. Попробовав сделать встряхивания этим шестом, человек начинает хорошо понимать чего стоит подобная работа с длинным копьем Чжана. После этого Чжан обычно предлагает пришедшему все же скрестить с ним руки, но его оппонент обычно пугается и уходит.

zhang-xiaowu-rou-qiu

Чжан Сяоу тренируется с мячом тайцзи.

Чжан Сяоу, обладая своими умениями, не любит проблем, но часто делает добрые дела. В районе Tianhe Sports Stadium Чжан он поймал нескольких грабителей, воров и пользующихся дурной репутацией хулиганов. Как-то раз он даже задержал вооруженного бандита. Однажды вечером, 2 августа 2002 года, в районе Tianhe Sports  Centre, четверо бандитов избивали мужчину и женщину, чтобы отобрать их деньги. Когда Чжан Сяоу услышал шум, он выскочил из здания и, с громким криком, ударом поверг на землю одного из преступников и задержал еще двоих. Благодаря этим случаям, г-на Чжана хорошо знают во многих полицейских участках города.

Не стоит недооценивать силу тайцзи

 Чжан Сяоу рассказал репортеру, что если вы хотите изучать тайцзицюань, вы должны не только разучивать формы, но и овладевать нейгун и взрывной силой. Если вы хотите овладеть взрывной силой, вам сначала нужно освоить чжань чжуан. Чжань чжуан регулирует функции нервной и эндокринной систем, подготавливая ученика к тому, чтобы не запаниковать в бою; в то же время, ученик должен тренировать и силу встряхивания (тань доу цзинь). Основными методами обучения являются встряхивание шеста и исполнение фацзинь из статичной позиции. Встряхивание шеста является отличительным упражнением тайцзи. Новички могут начинать с не очень длинного шеста, около 3 метров, и весом 2-2,5 кг. Как только ученик сможет сделать встряхивание шестом 300 раз, – можно переходить на длинный шест (весом 3-5 кг). Когда он сможет сделать им 300 встряхиваний, – можно переходить к быстрым встряхиваниям (120 раз в минуту). Как только и этот результат оказывается достигнут, ученик обычно переходит к тренировке выпуска силы через удары кулаком, – нужно стремиться к 7-9 ударам в секунду, с силой удара в 100-120 кг; если практикуются удары «в 1 дюйм», то сила таких ударов должна достигать 60-80 кг. Если ученик старательно тренируется по описанной методике, и при условии, что он имеет возможности регулярного отдыха и хорошего питания, то через 3-5 лет он придет к практике парной работы и будет способен защитить себя.

Когда корреспондент спросил о том, нужно ли ученику практиковать еще туйшоу, Чжан Сяоу ответил, что туйшоу является просто тренировочным упражнению, целью которого является подготовка к саньшоу (свободному спаррингу). На самом деле, практика толкающих рук не очень помогает в саньшоу. Есть много людей, разбирающихся в туйшоу и думающих, что они обладают гунфу. В действительности, они только освоили некоторые навыки парного взаимодействия, которые не являются настоящим гунфу. Истинная сущность тайцзи заключается в его саньшоу и присущих ему методах. Это тренировка саньшоу, скорости, реакции и взрывной силы. Когда ученик овладевает этими качествами, изучение специальных «боевых» приемов является на самом деле вторичным. Если кто-то хочет стать хорошим бойцом, он должен уделять больше времени свободному спаррингу.

Некоторые ученики, пришедшие заниматься тайцзицюань к Чжану Сяоу, чтобы овладеть «реальным гунфу», учатся только практике фацзиня и практически не изучают форм, и вряд ли кто-то из них сможет исполнить их от начала и до конца. Обучение реальному гунфу, – жесткий, очень тяжелый труд, в то время как изучение форм – сравнительно комфортно. Многие считают, что если вы не знаете таолу, то вы не знаете тайцзи. Постепенный акцент в обучении на изучении форм, является неизбежным следствием развития нашего современного общества, где боевые навыки очень мало востребованы. Чжан Сяоу хорошо понимает место тайцзицюань в стремительно меняющемся современном мире, с его постоянными стрессами от работы и усталостью, и роль его искусства для сохранения здоровья человека. Поэтому, в своем преподавании, он делает акцент на тайцзи, как оздоровительной системе.

Несмотря на это, репортер надеется, что к Чжану Сяоу придет больше людей, стремящихся узнать настоящий или «полный» тайцзицюань.

 

По материалам http://wulinmingshi.wordpress.com/2009/04/22/walking-the-fine-line-between-tradition-and-modernity-chen-style-master-zhang-xiaowu/

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s