Проблема с Синъицюань

9 августа 2011 года.

Тадзио Гольдгевихт

Я часто думаю о той плачевной ситуации, в которой находится СИЦ. Когда-то это было прославленное и боевое искусство, которого боялись, популярное и известное своей боевой эффективностью, но посмотрите на него сегодня: его не уважают, не боятся, его не признают эффективным методом боя, оно не популярно. Разве может быть еще хуже? И в добавлении ко всему этому, словно подводя заключительную черту, важные части этой системы были утеряны навсегда. Конечно, есть причины возникновения всех этих проблем, но в этой статье я не буду писать об этом, вместо этого я напишу о том, что тесно связано со всеми этими проблемами, о том, почему так трудно приобрести военное мастерство в синъицюань. Место рождения СИЦ – Китай, и я буду писать об этом с китайской точки зрения. В наше время, основы обучения СИЦ можно получить только в Китае, через китайского учителя или через того, кто провел достаточно времени в Китае, изучая искусство у знающего наставника, достаточно длительное время, – десять или больше лет. Так как обучение базе стиля проходит в Китае, надо понимать, что ситуация в самой стране важна, чтобы получить целостное представление по предмету обсуждения.

Есть много факторов, формирующих взгляды и поступки людей, но конечно, одним из самых важных является культура. Культура является важнейшим элементом, и, когда мы хотим понять китайцев, мы сначала должны понять их культуру. Эта статье не о китайской культуре, и я не буду посвящать этому много времени, но я скорее буду говорить о некоторых культурных элементах и их отношении к практике и передаче СИЦ. Живая культура определяет (в значительной степени) как люди думают, а это определяет в свою очередь их поступки. Для нас важно помнить то, что культурная среда определяет, как китайцы понимают жизнь, как они воспринимают свое место в этой жизни, и это восприятия жизни будет влиять на их практику СИЦ, определяя непосредственные результаты практики. Если критически проанализировать государство, в котором сейчас существует СИЦ, мы можем заключить, что полная реализация практики СИЦ сейчас в Китае крайне не желательна.

Рассматривая через культуру, мы можем увидеть много факторов, влияющих на китайцев и их практику СИЦ, как и все в жизни – некоторые из них хорошие, некоторые плохие. Китайская цивилизация имеет удивительно богатую культуру, из нее вышли одни самых величайших умов нашей истории, множество видов наук и искусств, и в наше время, -страна возрождается заново, чтобы стать одной из ведущих экономических систем в мире. Китайцы уверены и бескомпромиссны в осуждении и быстро выносят свое мнение. На самом деле, я не считаю, что есть что-то в китайской культуре, что является плохим. В этом смысле я склонен думать, что некоторые вещи, которые делают их сильными, так же делают их и слабыми, то есть в некотором смысле, сила – является и слабостью. Одна из важнейших книг конфуцианской классики «Чжун Юн» (Zhong Yong), говорит нам о умеренности, о том, что надо и не пренебрегать, и не переусердствовать. Достоинство, которое может стать болезнью. Жизнь саркастична.

Вопрос на миллион долларов. Почему СИЦ находится в таком жалком состоянии в Китае? Почему оно не признается подходящим методом самообороны? Да ведь фактически, СИЦ вообще не признается методом самообороны. Почему учителя не могут подготовить хороших бойцов? Почему так много учителей, которые на самом деле знают так мало о борьбе, о самообороне или о том как учить? У учеников нет возможности научиться, нет учителей, чтобы научить, нет в действительности того, что могло бы сделать искусство тем, чем оно могло бы быть. Таким образом, я снова спрашиваю: «Почему?» Есть несколько законных ответов на этот вопрос, но один из них, конечно – “культура”. Когда достоинства становятся недостатками, когда сильное становится слабым, мы имеем проблемы, которые имеют глубокие внутренние корни, и они могут быть решены, только если есть большое усилие, внутреннее чувство глубокой необходимости их решить и осознавание глубокого смысла это сделать. Без понимания этой необходимости, ничто не изменится, и даже если это начнет пониматься и проявится, – к тому времени искусство СИЦ будет вероятно уже окончательно мертво.

0 августа 2011 года.

Тадзио Гольдгевихт

Не понимая истинной выгоды того, что есть обучение.

В течение тех 13 лет, что я живу в Шаньси, я встречался со многими практиками различных боевых искусств, многие из них известны, многие нет, но немногие действительно квалифицированные и одаренные. То, что представляется очевидным с той точки, где я сейчас нахожусь, – это то, что у большинства практиков, которых я встречал, фактически, очень плохое понимание того, о чем они говорят и чему обучают. Конечно, сейчас большинство из них, готово представить подробную теорию того, что они преподают, но я не могу не думать о том, на сколько пустое (ничем не подтвержденное) большинство того, что они говорят. Такое чувство, что то, что они говорят, затрагивает только поверхностные возможности того, что содержится в СИЦ. То, что они говорят, отражает глубокое непонимание принципов, являющихся основополагающими для искусства, и если вы их понимаете, то видите, как разваливаются на глазах их словесные построения. Их теории и слова очень неглубокие, но достаточные для того, чтобы влиять на умы тех, которые имеют еще меньшее представление о СИЦ и ищут в этом инструкции для себя. Я имею в виду например то, что кто не знает о том, что СИЦ – эффективной боевое искусство? Кто не знает о том, что это хорошо для вашего умственного и физического здоровья? Кто не знает о том, что это отражает китайскую культуру и требует годы для овладения мастерством? Для многих людей, которые хотят научиться искусству, – услышать это достаточно для того, что бы им можно было впарить целый пакет услуг, рассчитанный на долгие годы обучения. Однако, если вы устанавливаете для себя более высокую планку (которую, я боюсь, устанавливают себе очень немногие в мире китайский боевых искусств), и начинаете копать более глубоко, то сможете обнаружить настоящее понимание этих вещей вашим учителем. Следующие вопросы, которые могут помочь: На сколько эффективен СИЦ как боевое искусство? Что отличает его от других боевых искусств, делая уникальным? Как я могу использовать его, что бы защититься в опасной для жизни ситуации? Что предпримет хороший боец СИЦ против боксера? И тогда, возможно самое главное, что вы можете спросить у учителя: Покажите мне. Однако, похоже, что большинство людей останавливаются перед таким поиском, словно бы первоначальных слов было достаточно, чтобы убедить и ответить на все вопросы. Причина того, что происходит в том, что у большинства людей романтические представления о традиционных китайских боевых искусствах, и когда они приходят и видят «мастера», – они слышат то, что хотят услышать. Почему не копают глубже, не удостоверяются в том, что учитель действительно понимает то, о чем говорит, слышат то, что хотят услышать? Такие «студенты» проходят обучение в течении многих лет и со временем сами становятся «мастерами», наследуя от их учителей нехватку понимания и поверхностность, которые способствуют жалкому состоянию СИЦ в стране. «Жалкому» не с их точки зрения конечно, потому что для таких мастеров эта ситуация и не могла бы быть лучше. Они могут иметь студентов в Китае и за границей, и считаться великими мастерами в своей области. Множество людей со всей страны с радостью принимают участие в соревнованиях, которые они организуют. Действительно, что может быть лучше этого? Конечно! Больше студентов, больше известности, больше соревнований. Я глупый. Воинская эффективность? Истинное понимание принципов? Глубокие знания воинской культуры? Применение искусства в Вашей повседневной жизни? Если для вас эти вопросы так же важны, как и для меня, – вы тоже исключение из правил.

Что тогда более важно, обладать сильной и эффективной воинской системой, которая формирует способ мышления, мужчин и женщин, которые умеют защищаться, могут выстоять перед трудностями, которые предоставляет жизнь, способны работать на благосостояние общества, обладают достаточной квалификацией, чтобы передать то богатое знание, что является выражением глубокой традиционной китайской культуры или создать и поддерживать социальный статус, представляя бледный оттенок того, что было большой воинской системой? Лучше жить в сладкой фантазии, где вы считаете себя истинным мастером и окружаете себя людьми, которые разделяют то же самое мнение, чем признать тот факт, что вы знаете и понимаете очень немного о том, о чем говорите. Власть социального признания, в дополнении всего, более сильная, чем власть настоящего мастерства, потому что последнее может существовать не завися от какого-либо признания. Кроме того, когда потребность в признании превосходит потребность в реальности, все что можно сделать – продолжать носить маску и произносить те речи, которые я приводил в начале. И если однажды такой «мастер» просыпается, он понимает, что носил эту маску слишком долго, и уже не может избавиться от нее. Фактически, нет никакой маски, нет никакой иллюзии, поскольку маска стала человеком, и иллюзия стала действительностью.

14 августа 2011 года.

Тадзио Гольдгевихт

Не хватает времени заниматься

Правдой является то, что почти никто из китайцев в Шаньси не имеет времени на то, чтобы заниматься. Время, о котором я говорю, это не те два – три раза в неделю, которые занимается увлеченный человек как своим хобби. Позвольте мне пояснить, я не имею никакого предубеждения против тех людей, которые обучают только несколько часов в неделю. У всех нас различные цели и обстоятельства, и не все готовы потратить время на то, что бы стать опытным бойцом и проникнуть в определенного виду культуру, и это нормально. Однако, когда 99% практикующих не готовы обучаться так, как надо, чтобы действительно приобрести знания и достигнуть той точки, когда они сами смогут передавать эту богатую традицию, то мы здесь ясно видим, что что-то является неправильным.

Обычно, когда серьезный практик указывает на эту проблему, люди приводят аргумент, что «социальные условия» изменились. Этот аргумент является убедительным только для тех, кто не понимает природу Синъицюань. Достаточно странно, что я слышал этот аргумент более чем от одного известного мастера в Шаньси. Однако, это оправдание показывает нехватку понимания многими людьми тонкостей искусства, используя этот аргумент, человек показывает то, что затронул только поверхностно то, что действительно должно содержать в себе искусство. Они апеллируют к той идее, что в смутные древние времена, в обществе были необходимы воинские навыки, как инструмент самозащиты, но в нашем современном мире такой неотложной необходимости нет, поскольку мы живем в стабильном и ненасильственном обществе, в котором воинские навыки не требуются. Не нужно погружаться очень глубоко (в воинское знание), чтобы показать, насколько слабый этот аргумент, чтобы увидеть, что человеческий род сейчас живет не в библейском раю, где насилие невозможно, и что в жизни каждого человека может случиться день, когда ему придется защищать себя и своих любимых. Пока такой день не наступил, если и наступит вообще, я останусь с большой благодарностью боевому искусству. Человек должен знать, как защититься, хотя бы на основном, базовом уровне в нашем современном обществе, которое часто дает нам ложное чувство безопасности. Люди не знают, как защитить себя и своих любимых, не думают об этом, пока не наступит такой день. Тогда, вероятно задумываться об этом будет слишком поздно, и мы можем увидеть такие примеры практически ежедневно, раскрыв местную газету. Об этом же говорят и новости по телевизору. Окружающая действительность может приносить боль, и может заботиться о вас, если вы готовы к ней. Конечно, можно привести и другие возражения против тезиса, что «общество изменилось», но они относятся к более глубокому уровню понимания искусства и будут вряд ли восприняты. Сюнь-цзы, один из самых важных представителей конфуцианства и один из самых великих педагогов Китая, говорил, что бесполезно спорить с людьми, которые не способны понять и признать аргументы другого. Поэтому, время от времени, может быть лучшим держать обсуждение на более общем уровне, который способна понять противоположная сторона. Кроме того, люди с действительно глубокими знаниями, как правило, не интересуются обучением каких-либо людей, кроме их собственных учеников.

Если бы занимающийся однажды понял, что Синъицюань, как и все классические науки Древнего Китая, связан со всем, что он делает в обычной жизни, – он естественно нашел бы дополнительные часы для занятий. Однако, чтобы достигнуть этого уровня понимания, человек должен получить наставления от сведущего учителя, и эти наставления должны быть очень, очень трудными. Желание вставить необходимые для занятий часы начинается с понимания того, как СИЦ может использоваться в каждом аспекте вашей жизни: поединок, бизнес, здоровье, взаимоотношения с людьми и т.д. Как только человек действительно понимает, что искусство является инструментом, который может использоваться многими различными способами, в различных проявлениях вашей жизни, использование того, что вы изучаете, становится намного более широким, чем борьба с тем или другим противником, даже при том, что борьба является здесь основным моментом. В этой точке ученик понимает, что не только изучает как сражаться, но также изучает и практикует очень старый и глубокий вид культуры: китайская воинская культура. Синъицюань, как культура, – как она проявляется в различных аспектах жизни, как вы используете это? Если вы достаточно удачливы, как и я, – найдите себе учителя, который разделит с вами это знание.

Удачи.

Leave a comment