Интервью с Яреком Шиманским. Часть 7

Изучение тунбэй

Ярек: Хэи тунбэй ведет свое происхождение из Тяньцзиня. Жэнь Хэшань, ученик Лю Ючуня, привез его в Шанхай. Благодаря своим умениям в боевых искусствах, Жэнь был нанят Зеленой Бандой (Цин Бан), под контролем которой были не только рынки наркотиков и проституции, но и судоходство на Большом Канале (Да Юньхэ). Жэнь стал влиятельной фигурой в Цин Бан и Лю Ючунь послал к нему своего родственника и старшего ученика Лю Цзинъюня, чтобы тот окончил обучение Жэня и передал ему полную систему тунбэй. Жэнь принимал Лю Цзинъюня в своем доме в течение многих лет, тренируясь у того только по ночам, так как боялся, что кто-то может подсмотреть и украсть секреты его искусства. В последствии, Жэнь передал систему моему учителю, Бао Гуаньюаню.

Ян Шаньгэн из Сучжоу, один из учеников Бао Гуаньюаня, написал серию статей о Хэи тунбэй в одном из китайских журналов по боевым искусствам. В своих статьях он утверждал, что Хэи тунбэй все еще относится к типу дань чуань, – то есть полная передача стиля дается только одному ученику в каждом поколении. Одним из доказательств этого утверждения служит то, что цюаньпу стиля каждый раз передается только одному ученику. И действительно, на сколько мне известно, в уезде Дулю ни у кого нет цюаньпу стиля, в то время, как г-н Бао обладал не только цюаньпу, но и гунпу (руководство по методам обучения стилю).

Подход Бао лаоши к обучению был очень научным и методически выстроенным. Честно говоря, меня не особо интересовал тунбэй, пока мой шисюн по синьилюхэ не обмолвился как-то в разговоре, что У Маогуй (учитель тунбэй в Шанхае) – очень хорош в поединке.

01

У Маогуй демонстрирует технику тунбэй (источник: StudyMartialArts.org)

У Маогуй учился туйшоу у Чу Гуйтина. Бао Гуаньюань был в близких дружеских отношениях с Чу, и очень уважал его мастерство и человеческие качества. Бао считал Чу одним из лучших мастеров внутренних стилей боевых искусств в Шанхае. Китайцы называют такой тип отношений между людьми: «и ши и ю» («и учитель и друг»). Бао также очень уважал Суня Цуньчжоу (сына Сунь Лутана), но говорил, что мастерство Чу – выше.

У Мао Гуй демонстрирует мянь чжан («хлопковую ладонь»)

Учитель Бао, Жэнь Хэшань был не просто телохранителем, а босом хунмэнь в Цин Бан. С современной точки зрения, его можно назвать просто ганстером. Но вы должны иметь в виду, что Цин Бан имела самые тесные связи с китайскими политическими кругами, в частности, с Чан Кайши и Гоминьданом. Например, после создания Бюро по борьбе с опиумом, Цин Бан делилась своей прибылью с продаж опиума с Гоминьданом. Из-за своего положения в банде, учитель Бао и оказался в тюрьме, когда расклад сил изменился. Когда же через несколько лет он вышел из тюрьмы, не имея ни гроша в кармане, Бао взял его в свой дом и заботился о нем. Бао также взял на себя все вопросы по организации похорон после смерти учителя.

Бао очень редко принимал участие в каких-либо мероприятиях или работе обществ любителей боевых искусств. В этом отношении он был полной противоположностью моего учителя по синьилюхэ, Ли Цзуньсы, который был очень общительным и социально активным человеком.

У Ли Цзуньсы было несколько очень состоятельных учеников, были и ученики, занимавшие правительственные должности. Ли однажды рассказал мне, что в старые времена было принято, что у учителя было несколько типов учеников: были способные ученики, с которыми учитель занимался, обучал, совершенствовал их навыки в расчете на то, что они будут передавать искусство дальше; были богатые ученики, которые поддерживали материальное существование учителя и школы; были ученики с отличной памятью, которые хорошо запоминали весь материал, имена и названия.

Бао же был полной противоположностью, – пригласить его на ужин было практически невозможно.

Если вы посмотрите на Цянь Чжаохуна знаменитого шанхайского учителя синьилюхэ и тунбэй, то увидите, что на его практику большое влияние оказал Хэи тунбэй, которому он научился у Бао.

02

Цянь Чжаохун демонстрирует технику дань ба из синьилюхэ

Бао лаоши всегда обращал внимание на множество нюансов в исполнении, мелких деталей, которые порой принципиально меняли ваше понимание техники. Например, он указывал нам на то, что при прямом ударе рукой целью должна быть точка, расположенная ниже носа противника (акупунктурная тока жэньчжун). В другой раз, он обратил наше внимание на то, что прямой удар должен наноситься по центральной линии и плечи не должны двигаться, как в вин чунь. Затем, мы еще отдельно осваивали нанесение удара  с акцентом на работу лопаток, чтобы они двигались независимо от остальных мышц спины. Он также требовал, чтобы при отработке удара мы подключали намерение – например, при прямом ударе (чэн) внимание должно быть направлено не в точку удара, а словно бы сквозь противника.

Первым шагом в изучении стиля является дин бу (фиксированный шаг), в котором вы занимаете относительно естественную позицию. При его отработке вы не должны двигать бедрами и плечами. Это может привести к лишним движениям в оружии/руках. Для меня это было очень неудобным требованием, так как в моем предыдущем изучении стилей нэйцзя я учился наоборот тому, что все части тела связаны и двигаются вместе. Следующим этапом является изучение шага юань бу, в котором все тело сворачивается, а ноги вкручиваются в землю вместе с ударом – например, если вы наносите удар правой рукой, левая нога и бедро остаются на месте, но таз двигается. Это очень похоже на то, как Джек Демпси объясняет технику бокса старой школы, где правое бедро движется, используя левое бедро в качестве оси.

Затем, шел хо бу (живой шаг), в котором шаг сочетается с ударом, с акцентом на движении  в бедрах и плече. Хэи тунбэй существенно отличается от других стилей тунбэй, таких как тунбэй семьи Ци или тунбэй семьи Ши, в том, что для этих стилей характерна крайняя гибкость плечей и спины, чего нет в Хэи тунбей. Например, когда в движениях руки отводятся за спину, они не касаются ягодиц.

Я помню китайский документальный фильм, с участием Вана Чжихая, учителя из Цанчжоу, представителя линии Го Жуйсяна (известный мастер пигуа и тунбэй).

03

Ван Чжихай с мяо Дао

В этом фильме Ван демонстрировал в основном пигуа, но когда показывал применение техники, то это был Хэи тунбэй. Ван комментировал эти демонстрации, что это просто «для боя». Стиль Хэи тунбэй является иллюстрацией принципа «ти юн хэ и» («форма и применение – одно»). Те же движения, которые вы отрабатываете на тренировке, будут использоваться и в бою. Каждая деталь техники имеет значение для применения; однако, само название Хэи тунбэй имеет отношение к принципу лю хэ (6 соединений в одном).

Вообще, мне кажется, что многие распространенные сейчас направления тайцзи, такие тайцзи Ян, с его большим каркасом (Да цзя), с его низкими и широкими позициями, – исторически созданы для обучения гунфу, но не для боя. Короткие малые каркасы предназначены для боя. Например, в Чжаобао тайцзи, расстояние между руками не шире длины предплечья. Поэтому, в Чжаобао тайцзи говорят о «измерениях» человека. Кроме того, в Чжаобао есть много коротких, незаметных со стороны шагов, что вообще характерно для ряда стилей китайских боевых искусств, хотя многие люди не придают им внимания.

Когда я спросил Бао лаоши о развитии даньтянь, он ответил, что концепция развития даньтяня для генерации внутреннего усилия – этот нонсенс. Но он признался, что правильное дыхание важно. Как я понял, Хэи тунбэй – практически в чистом виде атакующий стиль, в котором очень мало внимания уделяется нейтрализации противника (хуа). Для описания принципа действий в Хэи тунбэй используется образ девственницы, которая не позволяет никому дотронуться до себя.

Речь идет не о том, чтобы считать, что никто никогда не сможет достать вас, – если вы сражаетесь, то с большой вероятностью тоже будете получать ответные удары. Смысл в том, чтобы вас не смогли схватить или связать вашу атаку. На самом деле, Бао лаоши подчеркивал, что для успешной атаки нужно уметь создавать подходящий момент.

Для набивки рук мы использовали старомодную деревянную дубинку. Бао считал, что если у вас набитые, твердые предплечья, то даже если противник и сможет заблокировать ваш удар, – он потом дважды подумает, чтобы продолжать агрессивные действия. Встречный сбив атакующей вас руки или ноги противника – является первой линией обороны.

В синьи люхэ нас учили контролировать противника, учили действовать корневыми сочлениями (гэнь цзе) (плечи идр.), используя их для ударов. Синьи люхэ – искусство боя на короткой дистанции, в котором ключевую роль играет сближение с противником вплотную, – «войти так близко, чтобы поцеловать» («да жэнь жу цинь цзуй»). В отличии от синьилюхэ, тунбэй – искусство боя на дальней дистанции. В тунбэй также есть удары плечами, но он более сбалансирован с точки зрения боевого диапазона, чем синьилюхэ.

Как мне представляется, то, что делает Хэи тунбэй эффективной прикладной системой,- в нем нет зацикливания на изучении множества форм. Насколько я знаю, в нем всего одна большая форма – Тайзу чанцюань. Основная практика состоит из изучения 24 отдельных движений, которые нарабатываются отдельно, а потом могут комбинироваться друг с другом в разных вариантах.

04

Иллюстрация применений одного из 24 методов, хэн чжуай

Линия тунбэй от Го Жуйсяна в Цанчжоу известна, как Хэи тунбэй и ведет происхождение от Лю Ючюня. Хэи тунбэй стал известен и популярен  регионе Янцзы благодаря Цао Яньхаю – ученику Го Чаншэна, который был отцом Го Жуйсяна и мастером тунбэй и пигуа. Цао занял четвертое место на Национальном турнире по лэйтай 1929 года, проводившемся в Ханчжоу. В знаменитом поединке с шанхайским мастером железной ладони Лю Гаошэном Цао одержал победу, несмотря на то, что пропустил несколько сокрушающих ударов Лю.

Вопрос: В тренировках с Бао были спарринги?

Ярек: Нет, с Бао Лаоши у нас не было свободных спаррингов. В отличии от него, на занятиях с Ли Цзуньсы, у нас было много парной работы и разбора применений техники. Подход Бао лаоши заключался в том, что нужно развивать свое гунфу до уровня «мэн да» («удар мечты»), когда ваши технические действия станут полностью рефлекторными. Лично я не согласен тс мыслью о том, что спарринги не нужны. Но видимо метод Бао лаоши работал, по крайней мере, у него самого, так как Бао был известен тем, что одержал убедительные победы во многих поединках.

Вообще, попасть заниматься к Бао лаоши было очень сложно, – он очень тщательно подходил к выбору учеников. Я думаю, что за всю его жизнь у него было не больше 7-8 принятых учеников. Моему другу (который был его учеником в течение полувека) потребовалось полгода, чтобы убедить Бао даже просто встретиться со мной. Бао был очень богат, а его сын был заместителем начальника округа Сюхуэй в Шанхае, поэтому ему не нужно было учить кунг-фу для заработка. Он никогда не учил за деньги, вместе этого требуя, чтобы ученики не были глупыми и усердно занимались, а те, кто не соответствовал его требованиям – просто не получали новый материал, его правок и наставлений. Бао лаоши всегда следовал принципу, что обучение может проходить только в формате один на один, – когда я к нему приходил на занятия, никогда не было других учеников. В первый раз я пришел к нему домой с одним из моих очень близких братьев по кунг-фу, китайским мусульманином Хуэем из Шанхая. После этой первой встречи Бао сказал мне: «Ты можешь прийти снова – но в следующий раз приходи один». Бао также не поощрял своих учеников сравнивать, кто что умеет и обмениваться мнениями.

Продолжение следует…

Leave a comment