Тайцзицюань возвращается в Чэньцзягоу

Тан Хао посещает Чэньцзягоу

01_chen

В 1932 году Тан Хао вместе с Чэнь Цзыминем отправился в Чэньцзягоу. Чэнь Цзымин был племянником Чэнь Синя и в то время преподавал в Шанхае. Тан Хао (1887-1959) скромно и упорно изучал Кулак Шести Соединений (Liuhe Men, 六合门) и мечтал стать адвокатом. Тан Хао также изучал и другие стили боевых искусств, в том числе даже некоторые стили японских боевых искусств. Он был одним из редакторов издательского отдела Нанкинской Академии Гошу.

Когда они прибыли в Чэньцзягоу, они встретились с Чэнь Чуньюанем (племянник Чэнь Синя) у которого были копии рукописей, написанных его дядей в течении 12 лет. Сборник этих текстов (Тайцзицюань, с иллюстрациями  陈鑫陈氏太极拳图说) был опубликован в 1933 году, и, хотя он относится к старым временам, является классическим трактатом для всех практиков стиля Чэнь. В те времена практика тайцзицюань в Чэньцзягоу все еще процветала, что выражалось в том, что практически каждый человек в Чэньцзягоу занимался боевыми искусствами. Но всего лишь несколько лет спустя, хаос и несчастья затронули практически каждого человека и в этих местах.

Катаклизм 1940-х годов в западных районах провинции Хэнань

02_chen

В 1938 году провинция Хэнань стала основным театром действий, на котором Национальное правительство (Гоминьдан) стремилось остановить продвижение японских войск. Множество молодых людей в этих краях были призваны в армию. Все эти происходящие события и природные катаклизмы привели провинцию Хэнань в полное разорение. В 1941 году саранча поразила округ Вэнь и Гоминдан взял этот район под свое управление. Вся же провинция Хэнань оказалась разделенной на две половины: восточная половина под японской оккупацией, а западная – под контролем Гоминдана (Национальное правительство после бегства из Нанкина базировалось в Чунцине).

В 1942 году сезонные дожди были очень слабыми, провинцию постигла сильная засуха. Вместе с нашествием саранчи это привело к тому, что урожай был практически уничтожен и наступила острая нехватка продовольствия. Отсутствие своего продовольствия и сложности с поставками из других районов из-за войны привели к голоду, который наступил зимой 1942 года. Усиливающийся голод спровоцировал и рост различных болезней. В этих тяжелых условий некоторые семьи продавали своих детей, надеясь, что в других условиях они выживут. В попытке выжить люди пытались есть даже кору деревьев. По существующим оценкам, в то время умерло около 2-3 миллионов человек, и более 4 миллионов человек бежали из провинции Хэнань. Чэньцзягоу оказалась в эпицентре этих событий. Из четырех тысячного населения деревни многие погибли на войне, умерли от голода и болезней, а порядка 800 человек бежали в другие места (в большинстве своем в Сиань).

Беды семьи Чэнь и гибель многих из-за связей с Гоминданом

После этих черных событий, несмотря на китайско-японскую войну ситуация постепенно стала улучшаться, но вспыхнуло противостояние между компартией Китая и Гоминданом. Поскольку Чэньцзягоу долго находилась на территории Гоминдана, многие жители деревни имели те или иные связи с Гоминданом, что резко осуждалось КПК. Среди пострадавших от репрессий можно вспомнить Чэня Чжаосю  (1912-1959), который был вторым сыном Чэня Факэ. Так как Чэнь Чжаосю служил в гоминдановском ополчении, в 1955 году его посадили за это в тюрьму, где он и скончался. Чэнь Чжаохай (1899-1950) был братом Чэня Чжаопэя. Чэнь Чжаохай воевал в националистической армии под командованием Фаня Тинланя. Позже он переехал в Чжэнчжоу. В 1949 году он был заключен в тюрьму, обвинен в антиреволюционной деятельности и казнен в 1950 году.

Новый Большой Каркас тайцзицюань возвращается в Чэньцзягоу

03_chen

Сегодня то, что можно назвать основной линией тайцзицюань стиля Чэнь, ведет происхождение от двух учителей, которые родились в Чэньцзягоу, но жили за ее пределами. Это Чэнь Факэ (1887-1957), который в 1928 году принес тайцзицюань стиля Чэнь в Пекин, и Чэнь Чжаопэй (1893-1972) преподававший тайцзицюань в Нанкине в 1930-х годах, в течении более восьми лет.

В 1958 году Чэнь Чжаопэй, который жил в то время в Чжэнчжоу, посетил Чэньцзягоу на китайский Новый Год. Это был его первый приезд за последние десятилетия. Чэню Чжаопэю в то время уже исполнилось 65 лет и он чувствовал, что это позор, что в легендарной деревне больше не осталось практиков стиля. Он был опечален тем, что на родине тайцзицюань не осталось преемников и серьезных занимающихся. Это было трудное решение. Жена Чэня Чжаопэя (его вторая жена) и его сын (у которого была хорошая работа и семья в Чжэнчжоу), – были против его возвращения в Чэньцзягоу. Ему также пришлось уйти с работы (Комитет по контролю за наводнениями) и лишиться увеличенной пенсии. Тем не менее, Чэнь Чжаопэй чувствовал свою ответственность и вернулся в Чэньцзягоу, будучи уже в пенсионном возрасте. Это решение осложнялось тем, что в те годы еще действовали директивы, осложняющие преподавание и распространение тайцзицюань. После периода Большого Скачка наступили времена Культурной революции (1966-1976 гг), во время которой произошли гонения на многие традиционные искусства, включая боевые искусства. Школы у-шу были закрыты, а многие практикующие привлечены к ответственности. Чэнь Чжаопэй также подвергся жестоким преследованиям и даже пытался окончить жить самоубийством. Его ноги были покалечены, и в течение двух лет ему приходилось прибегать к помощи стула, чтобы перемещаться, опираясь на него. Большую часть обучения стилю приходилось проводить в тайне. Многие элементы системы крайне сложно было передать в условиях ограниченного пространства (например, работу с оружием), поэтому учили в основном только Лаоцзя И Лу. После смерти Чэнь Чжаопэя, обучение в Чэньцзягоу продолжил Чэнь Чжаокуй (младший сын Чэня Факэ). Секретарь КПК по округу Вэнь Чжан Вэйчжэнь также пригласил преподавать Фэна Чжицяна. Фэн Чжицян трижды приезжал и проводил интенсивные учебные курсы.

Таким образом, в Чэньцзягоу выделились две ветви Чэньши тайцзицюань: старая ветвь (Чэнь Чжаопэй) и новая, от Чэнь Чжаокуя. Тайцзицюань стиля Чэнь старших поколений нашел свой дом в Сиане, и известен, как Малый Каркас тайцзицюань стиля Чэнь. Ученики Чэня Факэ развили целый ряд своих линий передачи стиля, которые иногда называют Пекинской ветвью тайцзицюань стиля Чэнь. Среди этих учеников можно отметить Ли Цзинъу, Лэй Муни, Тянь Сючэня, Фэн Чжицяна и др.

Перевод Филин О.

Набор в утреннюю группу синьицюань семьи Дай

Объявляется предварительная запись в утреннюю группу.Начало занятий – сентябрь.

Предварительные дни занятий и время: понедельник, среда, с 8.00 (продолжительность занятия около 2-х часов). Время и дни недели, возможно, будут корректироваться, в зависимости от технических возможностей и пожеланий желающих заниматься.

Место проведения занятий: зал в районе м. «Нагорная» (10-15 минут пешком от метро). Более точная информация будет в августе.Линия передачи: Дай Лунбан – Дай Куй – Юэ Гуйнин – Янь Лунчан.

С некоторыми материалами о стиле можно ознакомиться на сайте: http://daijiaquan.ru и в нашей группе в фейсбук:https://www.facebook.com/groups/1104713529597806/

Занятия ведет ученик учителя Янь Лунчана Филин Олег Юрьевич.

Для связи: daijiaquan@yandex.ru

 

Leave a comment